Одна из древнейших на Индокитайском полуострове, культура Вьетнама , берет свое начало в донгшонской культуре бронзового века, когда на этих землях появились люди, занявшиеся разведением риса. Впоследствии, на ее формирование заметное влияние оказали Китай и Индия , а также, в недавнем прошлом, Франция.
Вьетнамская культура – это удивительный сплав трепетного отношения к природе, изящества и мягкой отстраненности, позволяющей мастеру придавать обычным сценкам философский подтекст.
К сожалению, мы очень мало знаем об истории и культуре Вьетнама. А ведь это удивительно самобытная страна, полная традиций, овеянных веками неспешной жизни ее обывателей!
Основой жизни вьетнамской деревни является род. Зачастую несколько поколений одной семьи живут в одном доме, и это считается нормой, а не исключением. В роду царит своя иерархия, в которой иностранцам бывает трудно разобраться.
Образ жизни вьетнамца, его мышление тесно связано с местом рождения, его деревней, зачастую ведущей обособленный образ жизни и предъявляющей жесткие требования к поведению ее обитателей.
Издревле каждая деревня или город вырабатывали собственные «конвенции» (разумеется, в рамках государственных законов), которым подчинялись их жители. Тысячи их образчиков бережно хранятся в Историческом музее Ханоя и других музеях по всей стране.
Традиции Вьетнама касаются всех сторон жизни его граждан от рождения до смерти.
Во Вьетнаме, в отличие от нас, уважают старость. В древние времена вьетнамец считался стариком с 40 лет. Но это были еще те старики! Так, один из императоров династии Тран (Tran) в возрасте 40 лет передал трон сыну и подался в монахи. В Древнем Риме было нечто похожее, а вот на Руси – вряд ли.
Сейчас во вьетнамских деревнях старым считается человек, которому исполнилось пятьдесят лет. В этом возрасте люди перестают работать или занимать официальные должности, но продолжают посещать разные фестивали, где сидят на особых циновках, отороченных красной каймой.
В каждой деревне или городе есть ассоциации «долгожителей», в которые объединяются пожилые люди.
Когда старики достигают возраста 70, 80 или 90 лет, дети и внуки устраивают им праздник, на котором желают юбилярам долголетия. Обычно такие торжества устраиваются либо на день их рождения, либо приурочиваются к празднованию Тэта. А когда женщинам исполняется 70 или 80 лет, им дарят красные платья и другие, приличествующие празднику подарки.
Одним из самых хлопотных мероприятий в этой стране является подготовка к свадебной церемонии. Это вам не в загс сбегать! Традиции Вьетнама здесь незыблемы и требуют от семей жениха и невесты (особенно жениха) изрядных хлопот и финансовых затрат.
Перед обрядом бракосочетания, семьи жениха и невесты собираются, чтобы выбрать с обеих сторон наиболее достойных людей для ведения свадебной церемонии, обговорить подарки со стороны жениха и приданое невесты, назначить дату церемонии, причем не абы как, а проконсультировавшись с астрологом. Не дай бог тот скажет, что молодых людей ожидает тяжелая жизнь – сразу всем матримониальным планам конец.
Подарки жениха, кстати, тоже делаются не по принципу «что в сельпо завезли», а как велят традиции: листья бетеля, плоды ореха ареки (trầu, cau), вино, чай, рис и т.п.
И не приведи господи, чтобы невеста была из другой деревни – тогда семье жениха придется изрядно раскошелиться на денежное подношение ее малой родине. Без этого свидетельства о браке не получить. Если же молодые из одного местечка, то жениху делаются «скидки», но от выплат ему все равно не отвертеться. Полученные таким манером деньги расходуются на оплату общественных работ, таких например, как строительство дороги.
Не менее жестко традиции Вьетнама требуют соблюдения всех обрядов во время похорон, тем более, что вьетнамцы верят, что их предки защищают своих потомков от напастей.
Конечно, по мере развития туризма, Вьетнам все больше подпадает под влияние западной культуры. Но жители этой страны, пройдя через эпоху французского господства и американского присутствия, научились трепетно относиться к своим корням, и это дает надежду, что традиции Вьетнама на исчезнут под напором глобализации и будут восхищать туристов своей самобытностью и внутренней красотой еще многие и многие годы.
|